Энергоэффективное теплоснабжение в Крыму
Структура теплоснабжения в Республике Крым и городе Севастополь формировалась еще в советский период. Схемы теплоснабжения всех городов Советского Союза, в том числе Республики Крым и города Севастополь, разрабатывались одним Всесоюзным проектным институтом "ВНИПИЭнергопром".
Принцип систем теплоснабжения был построен на основе максимальной централизации источников тепла в целях строительства в городах минимального количества котельных большой мощности. Если тепловая нагрузка была достаточной величины (более 1000 МВт), то в городах строились ТЭЦ, которые вырабатывали электроэнергию и тепло.
Системы централизованного теплоснабжения проектировались по самым простым одноконтурным схемам без средств регулирования отпуска тепла каждому потребителю (зданию), тем более – автоматических. Одноконтурные схемы применялись в связи с низкими затратами на их строительство, но имели низкую энергоэффективность и заложенные проектом тепловые потери при транспортировке тепла в 25%-30%.
В настоящий момент износ основного оборудования и тепловых сетей в Республике Крым и г. Севастополь составляет 75%-90%, так как в украинский период проводился только текущий ремонт, а мероприятия, направленные на обновление котельного и вспомогательного оборудования, практически не производились.
Поэтому требуется незамедлительная замена оборудования котельных и тепловых сетей. Также во множестве котельных установлено украинское оборудование, не сертифицированное для использования в Российской Федерации, и при отсутствии возможности поставки запасных частей из Украины его использование становиться опасным.
Для справки:
По данным из открытых источников, на балансе ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", являющейся основной теплоснабжающей организацией Республики Крым находятся 209 котельных общей установленной мощностью 2292,3 Гкал/час, из них 161 котельная работает на газе, 44 котельные на жидком топливе. Срок эксплуатации 32% энергоустановок превышает 30 лет. Значительная часть котельных и тепловых сетей эксплуатируются в условиях неблагоприятных факторов, находятся на территории со сложными инженерно-геологическими условиями (высокий уровень грунтовых вод, насыпные и просадочные грунты, крутопадающий рельеф, оползневые склоны, сейсмика). Протяженность тепловых сетей в 2-х трубном исчислении составляет 908,6 км, из них большая часть в ветхом и в аварийном состоянии со сроком эксплуатации от 20 до 35 лет. Преимущественный вид прокладки сетей – непроходные каналы с подвесной теплоизоляцией. Наиболее сложный район - это Большая Ялта, поскольку многие теп¬лотрассы погребены под плотной хаотической застройкой, и в таких условиях очень сложно их обслуживать. Усреднённый износ основных средств составляет 80%-90%. Испытывают подобные проблемы теплоснабжения все районы Крыма.
Все вышеперечисленные факторы приводят к низкой эффективности основных фондов теплоснабжающих организаций, снижению рентабельности предприятия и, как следствие, вынужденному повышению экономически обоснованного тарифа.
В настоящий момент теплоснабжение в Республике Крым и г. Севастополь дотируется из государственного бюджета. В 2016 году дотация составила 900 миллионов рублей, а в 2017 году за счет плавного повышения тарифов она будет снижена до 550 миллионов. В 2017 году изменение коммунальных тарифов в Крыму продолжится с учетом плана изменения цен (тарифов) для потребителей в Республике Крым. Об этом сообщила председатель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Нина Зотович. Как пояснила глава регионального регулятора, предусмотрено поэтапное доведение тарифов для населения и прочих потребителей до средних показателей по Южному федеральному округу. Стоимость коммунальных услуг для населения республики будет доведена до экономически обоснованной в 2018 году.
В городе Федерального значения Севастополь ситуация незначительно лучше, чем в Республике Крым. На территории города Севастополя эксплуатируются 116 котельных, из них 92 – газовых, 21 – угольная, 2 – мазутных, 1 котельная на печном топливе, 53 центральных тепловых пункта (далее – ЦТП), а также 557,3 км двухтрубных тепловых сетей. Износ основных средств составляет 75%. Большая часть установленного оборудования и тепловых сетей выработала свой материальный ресурс, их физический и моральный износ не дают возможности предприятиям осуществлять выработку и поставку тепловой энергии с высокой эффективностью и обеспечивать надлежащую безопасность объектов ЖКХ и ТЭК.
В связи с этим вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ и ТЭК, а также вопрос по повышению энергоэффективности оказалась в центре особого внимания и в городе Севастополь, где 29 ноября 2016 года прошла конференция "Предупреждение чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ и ТЭК г. Севастополь", инициированная Главным управлением МЧС по г. Севастополю, Правительством г. Севастополь, Межрегиональным управлением Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Республике Крым и городу Севастополь с участием профильных департаментов, органов, осуществляющих надзорные функции за объектами ЖКХ и ТЭК, управляющих компаний и организаций – производителей котельного, газового и вспомогательного оборудования, средств мониторинга, отраслевых научных учреждений.
На конференции выступили: заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю, начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Краснокутский Алексей Викторович, заместитель руководителя межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, начальник Севастопольского территориального отдела Лапина Елена Александровна, заместитель губернатора г. Севастополь Базаров Владимир Васильевич.
Они отметили что ЖКХ и ТЭК – это сферы, которыми пользуются тысячи людей, и предотвратить ЧС на объектах ЖКХ и ТЭК значительно проще, нежели устранять их последствия.
По итогам конференций были приняты соответствующие решения и даны рекомендации проектным, строительным, ресурсоснабжающим и эксплуатирующим организациям, обозначившие наиболее оптимальные подходы к задаче модернизации ЖКХ и ТЭК, которые нашли свое отражение в Государственной программе города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2020 годы".
Стоит отметить, что новое Правительство г. Севастополь в лице заместителя Губернатора, Председателя Правительства Севастополя Базарова Владимира Васильевича, курирующего ЖКХ и надзорные органы города, более оперативно решают задачи по энергоэффективности и безопасности в сфере теплоснабжения, чем они решаются в Республике Крым. Хотя так же, как и Республика Крым, г. Севастополь сталкивается с аналогичными проблемами. Надеемся, что опыт г. Севастополя не останется незамеченным и будет использован при реконструкции систем теплоснабжения в Республике Крым.
Так, в г. Севастополь уже разработана новая схема теплоснабжения, предусматривающая децентрализацию системы теплоснабжения и развитие системы теплоснабжения города Севастополь, с учетом обновления основных средств, с применением современного высокоэффективного оборудования и материалов. Наиболее рациональным и экономически обоснованным признано строительство небольших квартальных или модульных котельных, работающих в автоматическом режиме, управляемых с единого диспетчерского пульта, замену изношенных трубопроводов с применением предизолированных труб. Это не только уменьшает потери энергетических ресурсов и тепловой энергии в тепловых сетях, но и увеличивает срок эксплуатации на десятки лет, а также исключает необходимость в регулярной профилактике и ремонте на протяжении всего срока эксплуатации; позволяет оперативно управлять режимами работы котельного оборудования и предупреждать возникновение аварийных ситуаций.
Эти мероприятия позволят повысить надежность системы теплоснабжения, снизить расход ресурсов на производство на 1 Гкал тепла и улучшить качество теплоснабжения потребителей.
Понятно, что ЖКХ и ТЭК Республики Крым также нуждаются в полной модернизации системы теплоснабжения. Эти требования отразились в основных положениях, разрабатываемых Генеральных планах городов и поселков Крыма, а также в Поручении Президента (от 02.11.2016) и Постановлении Правительства (от 12.11.2016).
Но давайте сначала проанализируем:
• Каким образом можно повысить эффективность системы теплоснабжения в Республике Крым в достаточно короткие сроки и в соответствии с новыми требованиями?
• Имеет ли смысл реконструировать имеющуюся систему теплоснабжения Крыма, построенную еще при Советском Союзе, или лучше найти принципиально другой подход к решению этой задачи?
Для получения экспертной консультации по этому вопросу мы обратились к члену правления ГП Производственно-строительного объединения "РУСПРОМ", руководителю ООО "ЭСКО – КРЫМ" Белякову А. Г.
НК: Какой подход к модернизации крымских теплосетей, на Ваш взгляд, наиболее оптимален?
А.Б.: На самом деле, никакого другого решения, как децентрализация системы теплоснабжения нет. Это показывает и экономический расчет. Для реконструкции существующей системы с низкой энергоэффективностью потребуется почти в пять раз больше средств, так как в связи с отсутствием свободных земельных участков для прокладки новых теплотрасс, придется сначала извлечь старые трубы, что в условиях хаотичной застройки, в первую очередь ЮБК, очень затратное мероприятие. Проложить новые теплотрассы, заменить в котельных оборудование большой мощности, которое также не дешево. Но даже эти мероприятия по замене котельного оборудования и трубопроводов приведут к проектным потерям при транспортировке тепла, равным 25-30%. Поэтому более целесообразно максимально приблизить источник генерации тепла к потребителю. Решением данной проблемы являются индивидуальная котельная (одно здание), групповая котельная (два и более зданий) и квартальная котельная (более трех зданий) небольшой мощности, которые позволяют поднять энергоэффективность до 90% и минимизировать потери.
НК: А как тогда быть с уже существующими ЦТП, распределяющими тепло к домам? Они уже будут не нужны?
А.Б.: Не совсем. Как сейчас подается тепло в дома? От центральной котельной по трубам тепло подается в распределительные ЦТП, а оттуда – уже в дома. В ЦТП установлены насосные группы, распределяющие тепло, поступающее из общей сети к домам.
ЦТП – это практически котельная, но без собственной генерации, так как нагрев сетевой воды происходит в централизованной котельной. При установке генерирующей мини-установки, оснащенной электронной системой контроля и обслуживания (ЭСКО), можно с минимальными затратами переоборудовать ЦТП в групповую котельную.
Хочу обратить внимание на то, что водогрейная автоматизированная система ЭСКО-АТМ создана на основе самого передового зарубежного и отечественного опыта. При разработке системы ЭСКО-АТМ использовались новейшие разработки, защищенные российскими и зарубежными патентами.
Система позволяет предупреждать аварийные ситуации и оптимизировать теплоснабжение потребителей с учетом погодных условий, графика потребления (например, нет смысла топить школу на 100% в период каникул). Соответственно это сказывается и на оплате за потребленную тепловую энергию.
Водогрейная автоматизированная система работает в режиме 24/7 без выходных и отпусков. Кроме того, все работы выполняются в заводских условиях, и на объект она поставляется в полной заводской готовности, установку можно производить даже в период отопительного сезона с последующим отключением от централизованного отопления. Срок монтажа и пуско-наладки занимает несколько дней. Это может быть интересно как ресурсоснабжающим, так и эксплуатирующим и управляющим компаниям, а также компаниям-застройщикам.
НК: Такое оборудование, наверное, недешево стоит? Будет ли оно, несмотря на все очевидные плюсы, теплоэффективно для пользователей (если под теплоэффективностью понимать отношение количества получаемого тепла к затратам на его генерацию, транспортировку, использование оборудования и обслуживание сети)?
А.Б.: За что сейчас платит потребитель? За генерацию тепла с помощью устаревшего оборудования, соответственно, его обслуживание и постоянный ремонт, за транспортировку по магистралям с большими теплопотерями (фактически, за обогрев воздуха вокруг трубы), за подачу "лишнего" тепла, когда в этом нет необходимости. Применение мини-котельных и водогрейных автоматизированных систем ЭСКО-АТМ исключает все эти факторы. Они не требуют значительных затрат на их обслуживание, не требуют содержания штатных специалистов (так как все системы автоматизированы).
При формировании ценовой политики мы исходим не из себестоимости и маржинальности, как делают многие компании, а из рентабельности для конечного приобретателя оборудования.
Расчет прост: если заложить в стоимость производства тепла расходы, связанные с приобретением оборудования, то в течение первых трех-пяти лет расходы потребителей на получение тепла будут сопоставимы с ныне существующими! тарифами (обращаю внимание, что имеются в виду существующие в 2017 году тарифы, так как они каждый год будут повышаться), а по истечении 3 - 5 лет, после того как стоимость оборудования будет зачтена, затраты на теплоснабжение станут значительно меньше. Наши мини-котельные и водогрейные автоматизированные системы ЭСКО-АТМ могут реализовываться в Республике Крым и г. Севастополь с применением механизмов финансового лизинга.
НК: Что это за механизмы и кто их обеспечивает?
А.В.: ГП ПСО "РУСПРОМ" наряду с известными предприятиями военно-промышленного комплекса, такими, как концерн "Калашников", ОАО "РСК "МИГ", АО "Ижевский механический завод, ФГУП НПО им. С. А. Лавочкина" и предприятиями ЖКХ и ТЭК – ОАО "МОСГАЗ" "Московская энергетическая компания",
ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" и др. является партнером АО Компания "Госзнак-лизинг".
Нами совместно разработана программа лизингового финансирования ресурсоснабжающих, строительных, эксплуатирующих и управляющих компаний государственной и частной формы собственности для приобретения теплотехнического и вспомогательного оборудования, производящегося ГП ПСО "РУСПРОМ".Прим.: Основным акционером АО "Госзнак-лизинг" является Российское агентство по управлению государственным имуществом.
НК: Вы не расскажете более подробно о системах электронного контроля и обслуживания (ЭСКО), которые, как мне стало известно, рекомендованы для использования на объектах ЖКХ и ТЭК в целях предотвращения ЧС?
А.Б.: Электронными системами контроля и обслуживания ЭСКО-АТМ оснащаются котельные и водогрейные автоматизированные системы ЭСКО. Применяются они также при модернизации объектов ЖКХ, для обеспечения безопасной и энергоэффективной работы водогрейных и паровых котельных. Программно-аппаратный комплекс ЭСКО-АТМ состоит из логического вычислителя и периферийных устройств, которые производят мониторинг и управление котельной в режиме 24/7. Вся информация о технологическом состоянии котельной обрабатывается, визуализируется в архиве системы и передается диспетчеру по защищенному каналу передачи данных, хранится в удобном для пользователя виде. Данные, поступающие с котельной, анализируются системой ЭСКО-АТМ и в случае возникновения негативных факторов, в том числе в тепловой сети, которые могут привести к нештатной ситуации, система ЭСКО-АТМ в автоматическом режиме инициирует комплекс действий, направленных на предотвращение нештатной ситуации и недопущение аварии с одновременной передачей информации диспетчеру.
Устранение нештатных ситуаций производится как в автоматическом, так и в "ручном" режиме с удаленного диспетчерского пункта. Система ЭСКО-АТМ по своей сути очень напоминает системы раннего обнаружения, которые используются на подводных лодках. Мы постарались максимально исключить человеческий фактор, но оставили возможность оператору в дистанционном режиме вносить корректировки в действия комплекса. При этом один оператор может контролировать и управлять работой десятков котельных одновременно.
Также Система ЭСКО-АТМ позволяет интегрировать в единую автоматизированную систему все котельные и тепловые сети организации пользователя; производить контроль за соблюдением температурных графиков в зависимости от времени года, погоды, времени суток и т. д.; производить текущий расчет и анализ количества потребляемых ресурсов для выработки 1 Гкал тепла и/или 1 тонны пара (электричество, вода, топливо) и контроль баланса по выполнению плановых показателей потребления ресурсов на основании СНИП и спец. методик.
В случае отклонений производит автоматическую или "ручную" дистанционную регулировку параметров работы котельной. Позволяет производить документирование, архивацию всех параметров работы системы и энергопотребления, а также производить расчеты для начисления платежей по потребленным ресурсам, ведение счетов и балансов оплаты, хранение всей справочной и контактной информации об объектах и многое другое.
Обеспечивает:
• Простое, быстрое и надежное оповещение специалистов и администрации о возможных нештатных событиях.
• Непрерывный контроль прохождения отопительных периодов.
• Прозрачный алгоритм ответственности на всех уровнях технологического процесса.
• Возможность просмотра оперативной информации на проекционных экранах на совещаниях специалистов и администрации.
• Доступ к оперативной информации и документальным отчетам из любой географической точки.
Особое значение мы уделили системе безопасности. Доступ к системе контроля и управления котельной производится только с применением защищенного канала связи и с использованием цифровой подписи (аналог банковской системы доступа).
Мы работаем уже более 20 лет и отвечаем за то, что делаем. Все наши разработки запатентованы и неоднократно отмечены как работающие инновации, что мы особенно ценим.
Заключение:
Приятно отметить, что в г. Севастополь находят применение самые современные решения, позволяющие в самые кратчайшие сроки решить вопросы теплоснабжения и обеспечить безопасность и энергоэффективность. Очень надеемся, что в Республике Крым будет использован опыт наших самых ближайших соседей.
По материалам:
- Конференции "Предупреждение Чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ и ТЭК г. Севастополь"
- Круглого стола ГУП "Центр энергосбережения и энергоэффективности"
- Доклада руководителя ООО "ЭСКО-КРЫМ" "О применении новых технологий в производстве котельного, газового и вспомогательного оборудования" Белякова А.Г.
Материалы и технические характеристики предоставлены ООО "ЭСКО–КРЫМ"
Использованы материалы сайта gosovetkerch.ru